09:16
Пять ошибок вокальной педагогики

Вокальная педагогика изобилует множеством разнообразных сентенций, вызывающих у современного человека смех. Но, в данной статье, коснемся несколько иных ошибок, заблуждений, наиболее значительных, основных, превалирующих, что ли, над остальными. Эти пять ошибок первыми могут увести учащегося «не туда, куда нужно». Итак.

Заблуждение 1 .
Резонанс – это отражение звука. Чем он сильнее (резонанс – сильнее?), тем лучше будет отражаться звук и, соответственно, станет ярче и насыщеннее.
Встречается, также, упоминание, что отражаться звук должен от твердого нёба.
-----------
Абсолютная постановка «с ног на голову». Отражение звука называется не резонансом, а эффектом эха. Скорость звуковой волны – 370 метров в секунду. Длина (внутри) рта – менее 10 сантиметров. Распространение звуковой волны в воздухе НЕ ЗАВИСИТ от желания певца, он не может уменьшить или увеличить скорость по своему усмотрению. Это – физика, то есть природа.
Процессы резонанса в воздушной среде никак не связаны с отражением звука. Если петь в чистом поле, а не в зале, то голос не станет от этого ни лучше, ни хуже. СЛЫШАТЬ СЕБЯ певец будет, естественно, в зале лучше, именно благодаря ОТРАЖЕНИЮ звука от стен, то есть - ЭХУ.
А вот ПЕТЬ он будет лучше, если поймет, что такое настоящий РЕЗОНАНС, и как происходят эти процессы в глубине вокального тракта. 
Тот эффект, ощущение, которое возникает при достижении наилучшего резонанса (легкая вибрация в районе КОРНЕЙ передних верхних зубов, если изнутри, или вибрация костей под глазами, если снаружи), связано с работой нервных клеток-рецепторов, отзывающихся, таким образом, на усиление амплитуды звуковых колебаний, на звуковую волну!
Ничего ниоткуда не отражается, такой эффект (ощущение) в вокале правильно называется ПроПриоРецепцией. То есть «ощущением внутри». Не нужно придумывать всякой ерунды об отражении звука.
Сравните - атом внутри совершенно не похож на Солнечную Систему (Солнце – ядро, а вокруг летают электроны-планеты), такая модель – для школьников средних классов, которые еще не знают многого другого….

*****
Заблуждение 2 .
Чтобы звук был «на опоре», нужен мощный, сильный выдох. Опора напрямую связана с дыханием, даже на высоких нотах требуется сильный посыл воздуха.
----------
В очередной раз – запутывание. Все не совсем так.
Для создания надежной звуковой опоры количество воздуха должно быть не «много» или «мало», а оптимально, столько, сколько нужно для конкретной высоты и силы ноты. Низкие ноты требуют большей силы выдоха, большего количества, тогда как ноты высокие – значительно меньшего. Существует специальный термин – «вокальная координация», описывающий это явление.
Если на высоких нотах, исполняемых, тем более, высоким регистром, продолжать посылать воздух мощным потоком, возникнет фальцет, как вид звука, в котором очень много паразитных шумов, создаваемых тем воздухом, который складками не «обрабатывается», а проходит мимо них.
Вот задумайтесь, не раз слышали, что нужно набрать воздух в живот, так? А дальше? КАК набрать? Сколько? Чем больше, тем лучше? А живот при этом должен выпятиться вперед, или нет? Читайте статью о вокальной опоре, поймете, что вовсе не это главное, что для достижения опоры количество набранного воздуха и сила выдоха значения НЕ ИМЕЮТ!
Слишком сильный выдох, большое количество воздуха, может спровоцировать форсаж, иными словами - «неправильный» крик, который очень вредит механизмам гортани. Для пения высоких нот с использованием только грудного регистра (техника бэлтинга) также требуется очень многое другое, а не только сильный посыл воздуха.
Словом, «мощный и сильный выдох» - это слишком… неточно, что ли. Так говорят либо малограмотные в вокальном отношении люди, либо те, кто хочет поскорее отвязаться от собеседника, не желая давать верное, но достаточно сложное и длительное объяснение.

*****
Заблуждение 3
Достаточно обучиться технике академического вокала, как вы тут же сможете петь ЛЮБЫЕ песни, в том числе и песни мировых «звезд», не хуже них.
---------
А вот и нет. Классическая техника постановки голоса очень отличается от того, что звучит на современной сцене. Не во всем, но в большинстве своем. 
Именно характерное звучание определенного участка голоса вызывает у миллионов слушателей восторг и поклонение! И такого звучания невозможно добиться, применяя только академическую технику! Или «эстрадную», что, впрочем, почти одно и то же….
Справедливости ради – не только звучание небольшого участка, ВЕСЬ голос становится другим!
Эти различия проявляются во многом, нельзя говорить только о высоких нотах, на них просто различия хорошо заметны «невооруженным» ухом.
Голос вокалиста, основывающийся на отличной от классической вокальной технике, обладает, в первую очередь, большей гибкостью и подвижностью, нужной в современном репертуаре. В некоторой его части, конечно, не везде. Причем сказать, что у мастеров оперы неподвижный голос, тоже было бы слишком прямолинейно. Для исполнения классических партий, песен, вокализов – такой и нужен! А вот для современного вокала, очень много взявшего из народных традиций, нет. Ведь все имеет свою степень, за пределами которой превращается в противоположность.

 *****
Заблуждение 4
Голос без вибрато – не голос. Прямой звук (так в вокале называется отсутствие вибрато) недостоин вокалиста, поэтому учиться создавать вибрато нужно с первых вокальных уроков.
---------
Еще один стереотип, пришедший именно из традиций классического пения. Да, прямой голос недопустим в характеристике развитого академического вокала. На оперной сцене так петь нельзя. Однако, совершенно не обязательно иметь вибрато такого характера, какой требуется вокалисту-классику, если петь нужно иной репертуар – современный (поп, рок, соул, джаз и т.п.)
Я даже примеров не привожу, ВСЕ песни наших российских «эстрадных» звезд – тому свидетельство, а западные – тем более. Вибрато в них есть, конечно, но проявляется оно лишь на длинных гласных, а не как в опере, от первой до последней ноты.
Статья о вибрато более подробно рассказывает об этом эффекте. Ведь вибрато – спутник свободы. Избавление от искусственных «зажимов» обязательно вызывает возникновение такого эффекта, но… на длинных гласных, спетых с ощутимой опорой! Да и попробуйте вызвать вибрато, если скорость песни велика, быстрый темп, ритмичность! Откуда ему взяться? Очевидно, что заявление о прямом голосе просто тиражируется теми, кто не проявляет желания разобраться в причинах возникновения вибрато. Проще повторить то, что где-то услышал, чем составить собственное мнение, тем более, что вибрато – малоизученный эффект.
И начинают учащиеся руками махать, стучать себя в грудь, надавливать на живот…. Лучше постучать себя по лбу и подумать. Да и почитать об этом то, что уже известно науке.

*****
Заблуждение 5
В вокале нечего делать со слабым голосом. Изначально голос должен быть сильным. Тот, кто может развить мощь, кто поет громче других, тот и является потенциальным певцом, «звездой».
---------
Ну и снова – заблуждение. Любое категоричное суждение является заблуждением уже по причине своей категоричности. Во-первых, сильный от природы голос может быть не достаточно темброво красивым, да и узким по диапазону. Во-вторых – сила голоса и, как следствие, его громкость, развиваются со временем, при занятиях.
В-третьих – все должно быть «в меру». Использование собственной «фишки» в виде мощности звука играет отрицательную роль не менее часто, чем положительную. Ну и, в-четвертых, человеческое ухо – своеобразный «инструмент», чаще не сила нужна, а определенный характер тембра, воспринимаемый, как мощь. Красиво «кричать» можно научиться, не имея супермощного голоса, и, при этом, зритель будет воспринимать такой вокал с ощущением силы. Все в нашем мире относительно.
Конечно, от природы сильный голос ни в коем случае нельзя считать дефектом, наоборот, это большое достоинство! НО! Это достоинство должно стать КОМПОНЕНТОЙ в общем качестве, а не превалировать над всем остальным.

*****
Разговор о различных заблуждениях и стереотипах на этом, конечно, не заканчивается, только начинается. Постепенно будем добавлять (не в эту статью, специально напишем) и другие.
Важно понимать, что в вокале на данный момент времени практически нет «столпов», не подвергаемых критическому анализу. Споры и рассуждения педагогов, исследователей, ученых, певцов продолжаются и будут, вероятно, продолжаться еще очень много времени. А в каком искусстве по-другому?
Важно, чтобы обучающийся будущий певец/певица сами определили для себя тот путь, которым они будут идти, сами нашли те способы и варианты развития своего голоса, своего творчества, которые приведут их к успеху у публики. Панацеи – нет! Кому-то помогает одно, кому-то – другое. Хороший преподаватель – это ПОМОЩНИК реализации скрытого потенциала, таланта, в этом его главная роль. Кто из школьных учителей может определить, кем станет его выпускник через 10-20-30 лет? Практически никто, но ведь не в этом дело! А в том, чтобы «поставить ученика на собственные ноги»!
И тот, кто это делает, не забыт и после своего ухода из этой жизни, не правда ли?

По материалам сайта "Вокальная механика"

Просмотров: 26 | Добавил: igvladkas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0